Гарри Маршалл



В Голливуде есть масса прекрасных режиссеров, талантливых сценаристов и комедиографов, удивительных выдумщиков и создателей прекрасного — но только одному из них суждено было стать “отцом всех невест” — сбежавших и не очень. Речь идет о Гарри Маршалле, заслуженном авторе “За бортом”, “Красотки”, “Сбежавшей невесты”, “Дневников принцессы”, “Дня Святого Валентина”... Именно он сделал жанр романтической комедии оскароносным, а не только массово-обожаемым: его комедия всегда сочетает в себе лучшие элементы жанра, будучи в каком-то смысле золотым эталоном голливудского ромкома.
 
Я не хотел снимать фильмы с сотнями верблюдов, пересекающих пустыню, а затем танками, а затем и тем и другим.
 
Гарри Маршалл родился в Бронксе, в итало-американской семье режиссера и учительницы танцев и с самого раннего детства был в актерской среде. Начинал карьеру будущий известный комедиограф с написания шуток для нью-йоркских стендап комиков.
 
После колледжа мой приятель сказал мне: “Поехали в Нью-Йорк!”. И мы поехали...
 
В 1960-е он переезжает в Голливуд, где продолжает работать как сценарист и автор телесериалов. На его совести с десяток самых популярных шоу и телешоу: многие из них, поднаторев в актерском мастерстве и в искусстве создавать сценарии, Маршалл снял собственноручно.
 
Никто в конце 1970-х не хотел видеть нас, людей телевидения, в большом кино!
 
Однако огромная популярность к Гарри Маршаллу пришла не только и не столько благодаря его Бродвейским и телевизионным проектам: в 1984 году выходит одна из первых его полнометражных картин “Парень из “Фламинго”. Комедия получила рейтинг 13+ и собрала огромную по тем временам для комедий кассу - более 30 млн долларов.
 
Это бесшабашная история парнишки из бедной семьи, который на лето устраивается парковщиком на богатый курорт, где влюбляется и впутывается в историю за историей. Разновидность “Грязных танцев” и “Золушки” наоборот, “Парень из “Фламинго” в 2018 году был признан зрителями одной из лент, оказавшей существенное влияние на кинематограф.
 
В чем был секрет? Как обычно у Маршалла, в диалогах, легких героях и в смешных положениях, в которые (по традиции хороших комедий типа “В джазе только девушки”) попадают главные персонажи.
 
За бортом
 
В 1986 году на экраны вышел фильм, который стал еще одним подтверждением большому правилу Маршалла: жизнь смешнее сцены, и искать сюжеты стоит каждый день в том, что тебя окружает.
 
“За бортом”, в котором сыграли Курт Расселл и Голди Хоун, стал классикой в момент своего создания. Это история про богатую и избалованную женщину, которая придирается к мелочам, чтобы насытить свою жизнь эмоциями. Однажды она оскорбляет своим поведением еще одного человека, но внезапно попадает за борт собственной яхты и теряет сознание, а вместе с ним и память.
 
Счастливый муж отказывается узнать в больнице в ней свою взбалмошную и требовательную жену, зато плотник, движимый желанием проучить бывшую заказчицу, признает в ней свою “супругу” и забирает к себе в маленький домик, где он живет с четырьмя сыновьями и пытается сводить концы с концами.
 
Взаимоотношения героев напоминают худшие сны Золушки: герой Кроу измывается над героиней Хоун (пикантности добавляет то, что Хоун и Расселл в жизни — супруги), заставляя ее разве что не чечевицу перебирать по ночам. При этом через тернии герои начинают по-настоящему открывать друг друга, помогая и поддерживая в разных начинаниях.
 
Критика раскололась на два фронта: некоторые из них совершенно недоумевали по поводу того, откуда такая популярность у, казалось бы, ходульного сюжета.
 
Фильм пытается смешивать два стиля классической комедии 1930-х: популистскую мораль и невозможный мезальянс. Но, к сожалению, есть в этом какой-то изъян. Хоун и Расселл прекрасны вместе, но сцены с их участием отличает слишком уж просчитанная спонтанность. (LA Times)
 
Другие отмечали формульность фильма, но при этом вынуждены были признать: энергия и юмор главных актеров и режиссера не имеют себе равных.
 
Непохожей ни на что эту комедию делает естественный шарм, остроумие и добродушие, которые появляются благодаря Гарри Маршаллу и его актерам (Chicago Sun Times).
 
Красотка
 
Совет любому начинающему режиссеру: используйте Джулию!
 
Следующий хит Гарри Маршалла принес ему не только всенародную любовь и звание классика романтической комедии: это был гимн женщине, хвала банальности и ода сказке. Сделанное на высшем уровне, сочетание самого ходульного и простого стало феноменально удачным и популярным.
 
Однако начнем с того, что "Красотка " задумывалась как серьезная психологическая драма, но большой бюджет и решение студии превратили современную сказку про Золушку в романтическую комедию.
 
Очень тяжелая и депрессивная, ужасная история о двух противных людях. Моя героиня должна была быть наркоманкой, с ужасным характером,  сквернословить и быть похабной, плохо образованной шлюхой, у которой на неделю завязывается "работенка" с ужасным, несдержанным, похабным, грубым и при этом очень состоятельным мужиком.  И все это очень грязно и сально, — я имею в виду отношения этих двоих… (Джулия Робертс)
 
Сценарий переписывался шесть раз, пока студия “Тачстоун” не была удовлетворена. Режиссер картины Гарри Маршалл заметно нервничал, когда возглавил проект: ведь судя по первому драфту сценария, ему пришлось работать с совсем не знакомым для него материалом и чуждым ему жанром.
 
Выборы актрисы на главную роль тоже проходили вовсе не так гладко. На роль Вивиан Гарри Маршалл первоначально хотел взять Карэн Аллен или Мэри Стритберген.
 
Мэг Райан также входила в круг возможных кандидаток (она набирала популярность после только что вышедшей “Когда Гарри встретил Салли”) — но отказалась.
 
Партия предлагалась всем мегазвездам своего времени, включая Мишель Пфайффер, Даррил Ханна и Молли Рингвальд. Последняя отказалась сниматься по этическим соображениям: ей не нравилось играть проститутку, пусть и вставшую на путь исправления. Наконец, Вайнона Райдер, молодая популярная актриса, чуть было не прошла кастинг — но тут процесс застопорился на Гарри Маршалле, который решил, что актриса слишком молода для этой роли.
 
Когда все популярные имена отвергли роль, 21-летняя Джулия Робертс, не самая знаменитая в то время актриса, получила приглашение от режиссера пройти пробы: Гарри Маршалл заметил ее в "Стальных магнолиях".
 
Джулия Робертс была молода, но совершенно бесстрашна, и она совершенно выделялась в кадре. Смотреть за ее взрослением было одним из моих удовольствий.
 
На главную мужскую роль создатели рассматривали Траволту и Кристофера Рива. Гарри Маршалл предложил также Аль Пачино (который даже участвовал в читке пару - тройку раз и затем отказался). Ричард Гир был в числе приглашенных звезд — но сначала ответил отказом. Так что Маршаллу и Робертс уже после согласования актрисы на роль пришлось назначать встречу с Гиром и упрашивать его.
 
До сих пор Гир не особенно любит этот “хит всех времен и народов”. Не раз в своих интервью Ричард крайне скептически высказывался и о фильме в целом, и о своем участии в “Красотке”.
 
Это глупая романтическая комедия, где я сыграл такого «пиджака» — упакованного, богатого, никчемного, в сущности, персонажа. Люди часто спрашивают меня об этом фильме. Но я совершенно про него забыл. А что в этом странного, это же проходная романтическая комедия. Мой герой — типичный представитель мира Уолл-стрит, но благодаря сюжету он выглядит эффектным, смелым, энергичным героем. И зритель думает, что все с Уолл-стрит такие же хорошие парни. К счастью, сегодня уже никто не испытывает иллюзий на этот счет. Мне, например, мой герой из фильма «Порочная страсть», биржевой магнат, зарабатывающий деньги на финансовых пирамидах, которому грозит тысяча лет тюрьмы по закону, неверный муж, вроде бы конченый негодяй с Уолл-стрит, нравится больше, чем этот тип из «Красотки» (Ричард Гир)
 
Однако именно пара «Гир - Робертс» стала восприниматься как идеальная: зрители разных стран нравились не только герои, но и сама идея исполнения мечты о принце на белом коне. Дуэт был фантастически популярен!
 
Во время съемок большой бюджет был как нельзя кстати: продюсеры то и дело сталкивались с невероятными проблемами. Мало кто из владельцев торговых марок хотел, чтобы их марка ассоциировалась с проститутками и снимающими их парнями. В итоге приходилось выстраивать номера отелей и офисов в арендованных складах и небрендированных помещениях.
 
Были и другие ухищрения, к которым прибегал Гарри Маршалл, чтобы добиться от актеров искренней реакции. Например, чтобы заставить Робертс смеяться, Маршалл щекотал ей пятки. В кадре, где Вивиан поет в ванной, когда Робертс нырнула в пену, все покинули площадку, даже оператор. Этим и был достигнут настоящий эффект изумления.
 
Стараниями Гарри Маршалла и звездного дуэта фильм превратился в третий по величине сборов проект во всем мире  в 1990 году. При этом "Красотка" до сих пор считается одним из самых успешных коммерческих проектов. Он принес создателям 463 млн долларов. И сделал главную актрису фильма — Джулию Робертс — звездой номер 1. Это был второй Золотой глобус Робертс и первая номинация на премию Оскар за лучшую женскую роль.
 
Достоинством картины 55-летнего Гэрри Маршалла, снимавшего и прежде мелодраматические истории о любви и карьере, является то, что на сей раз он, воспользовавшись сценарием под названием «$3000» молодого, всего лишь 29-летнего Дж. Ф. Лотона, особо не разводил слезливость на экране и не обострял ситуации драматическими поворотами. Он легко, непринуждённо и с юмором постарался взглянуть на возникший роман между миллионером, утратившим искренние чувства и вообще вкус к жизни, и легкомысленной девицей, которая тоже лишена первого, однако обладает вторым, можно сказать, с избытком. (3500 рецензий)
 
Феномен комедии заключается в том, что вроде бы простенькую историю с удовольствием пересматривают зрители по всему миру спустя более 25 лет. Сюжет фильма всем известен: обаятельный финансовый магнат Эдвард Льюис (Гир), проезжая по Голливудскому бульвару, останавливается возле длинноногой красотки по имени Вивьен, которая берет только наличными (Робертс). Отношения на одну ночь перерастают в нечто большее — Вивьен помогает Эдварду научиться быть человеком, и Эдвард влюбляется как мальчишка.
 
Это романтичная любовь, которую вы почти не видите в фильмах в наши дни — любовь, основанная на взаимном доверии. (Chicago Sun Times)
 
Кстати, поклонников “Красотки” никогда не смущала неправдоподобность истории, и возможно, именно актерские таланты Гира и Робертс заставили поверить в сказку. Фанаты о продолжении, которое, впрочем, так никогда и не случилось.
 
Зато актерский дуэт Ричарда Гира и Джулии Робертс спустя девять лет повторился в комедии Гарри Маршалла «Сбежавшая невеста». Создание фильма, кстати, затянулось на 10 лет. За это время поменялись режиссер, актеры и бюджет увеличился до огромных размеров. Однако в финальной версии студия приняла решение снимать почти полный состав “Красотки”.
 
За участие в “Невесте” главный дуэт Голливуда получил просто невозможные гонорары: Гир — 12 млн долларов, а Робертс — 17. В мировом прокате эта лента собрала 309,5 млн долларов при бюджете 70 млн, что лишний раз доказывало факт — Маршалл, Гир и Робертс  — “команда мечты”.
 
Дневники принцессы
 
После нескольких очень удачных проектов для взрослых Маршалл, который к тому времени уже стал дедушкой, решил обратиться к не менее благодарной аудитории в лице подростков и юных зрителей и снял две части мегапопулярных “Дневников принцессы”.
 
Теперь, когда вы ходите в кинотеатр, вы буквально видите, как родители во время просмотра внезапно закрывают уши своего ребенка. Я решил, что сделаю один фильм, где им это не нужно делать.
 
Экранизация романа американской писательницы Мэг Кэбот сделала дебютантку-исполнительницу главной роли, Энн Хатауэй, звездой в одночасье. Кстати, выбор пал на нее, когда внучка режиссера посмотрела запись с пробами и отметила, что у Энн волосы, как у настоящей принцессы.
 
По сюжету этой истории, девочка Миа, серая мышка, становится настоящей принцессой: она узнает, что ее бабушка - Королева, и ей самой в преддверии 16-летия нужно сделать сложный выбор: возглавить королевство (Дженовия, где-то в Европе) или остаться обычным подростком из Сан-Франциско, крайне неудачливым в своих приключениях.
 
История повторяет, безусловно, все сразу фильмы о Золушке, и немножко “Римские каникулы” (недаром героиня Хэтэуэй как близнец похожа на принцессу Одри Хепберн), и совсем немного фильмы про выпускной, где есть королева бала и главный в школе красавец-подлец.
 
Ужасно забавная комедия режиссера и комедийного гения Гарри Маршалла, живая фантазия, годная для маленьких девочек всех возрастов. (Washington Post)


Весьма вероятно, что именно эта сказочность картины вместе с прекрасными актерами сделали “Дневники” таким хитом.

Эта стильная диснеевская лента — идеальный фильм для всей семьи. (Los Angeles Times)
 
Правила Джорджии
 
В 1996 году Гарри Маршалл получил награду  “Женщины в кино” за заслуги в кинематографе: по мнению авторов премии, творчество Маршалла повлияло на восприятие образа женщины в современной культуре. Его новаторский подход и высококлассный профессионализм заставили сначала коллег, а затем и весь мир по-новому взглянуть на мир женщин.
 
Настоящая работа — это монтаж. Съемки — развлечение… а вот монтаж делает из фильма фильм… Так что я провел почти всю свою жизнь за монтажом.


Действительно, Гарри Маршалл отказывался от эксплуатации красоток в своих целях, будучи скорее сказочником, чем Пигмалионом. Его женские характеры со временем становились одновременно и разнообразнее, и типичнее.
 
Например, некоторые поздние вещи Гарри Маршалла, заслуженного классика-комедиографа, в сущности сложно назвать комедиями в чистом виде. Картина “Правила Джорджии”, в которую он пригласил Джейн Фонду, скорее трагикомедия, чем мелодрама или романтическая комедия. Тем не менее, даже здесь (или особенно здесь) режиссеру удалось приоткрыть ящик Пандоры - взглянув на то, что мы называем “женским воспитанием”.
 
Главная тема  фильма — взаимоотношения между поколениями, совершенно разными и непохожими друг на друга: дочь, мать и бабушка, у каждой из которых свои горести и радости. Джейн Фонда играет бабушку по имени Джорджия, ее внучка Рейчел — Линдси Лохан, дочка Лилли — Фелисити Хаффман. Все женские партии сыграны блестяще, типажно и выпукло.
 
Здесь Фонда уже такая, какой зритель ее знает сегодня, после своего триумфального возвращения в кинематограф: зрелая, решительная, убежденная в собственной правоте, живущая в гармонии с собой и своими принципами (правилами Джорджии). Она — стержень фильма, воплощение философии “никогда не сдавайся”.
 
Картина очень понравилась публике - ровно как и многое, что делал до нее Гарри Маршалл, но критики были крайне строги. Чикаго Трибьюн, к примеру, предположил, что эта история, скорее, для Пэрис Хилтон с ее избалованностью, но не для обычной аудитории.
 
Никого не хотим обидеть, но “Правила Джорджии” получились такими, будто сценарий написан Ингмаром Бергманом, а снимал Джерри Льюис. Тема мрачная, отношения натянутые, мировоззрение печальное, и в любой момент кому-то не поздоровиться. (Variety)
 
Праздничная трилогия
 
Последней в творчестве Гарри Маршалла стала “праздничная трилогия”: “Старый Новый год”, “День Св. Валентина” и “Несносные леди” (“День матери”).
 
Ставшие популярными в 2010-е актерские сборники, своего рода антологии, типа “Я люблю тебя, Нью-Йорк”, породили целую вереницу похожих картин. С большим количеством действующих лиц, замысловатыми связями между героями и обязательно счастливым финалом.
 
Первым фильмом с подобной структурой стал “День Св. Валентина”, куда были приглашены три поколения голливудских звезд. Маршалл “воскресил” из забытья для массового зрителя Ширли Маклейн, пригласил переживающую не самый лучший период Робертс… Как обычно, работал с Гектором Элизондо и Кутчером...
 
Многие британские блоггеры и онлайн-критики описывали “День Валентина” как «американскую версию британского хита — “Реальной любви” », фокусируясь на том, как “День Валентина”, как и «Любовь», имеет звездный состав, а истории персонажей переплетаются друг с другом.
 
Эффект всех этих бесконечных песен, звезд и сюжетных ходов похож на карусель, создавая своего рода головокружительный коллаж, который, несомненно, кто-то обожает, в то время как других будет просто тошнить... (LA Times)
 
Зрители были иного мнения: фильм стал очень успешным в прокате, лишний раз доказав, что Гарри Маршалл знает лучше всех, что будет иметь успех — а что провалится. И хотя “День Валентина”, а за ним и “Старый Новый год” были не более чем высококачественным сборником всех клише ромкома, не стоит забывать, что это был тот самый Гарри Маршалл, который лет 40 назад эти клише изобрел, довел до совершенства и поставил на поток.
 
Так что даже при самом строгом взгляде стоило отдать должное тому, что 80-летний режиссер снимал свои последние картины на невероятно профессиональном уровне, не уходя в морализаторство, патоку и старческое умиление молодостью. Его камера по-прежнему была остроумна и умела видеть как сказку, так и обратную ее сторону.
 
Не знаешь, что снимать — снимай детей, природу и ноги Робертс!
 
Маршалл умер на 81-м году жизни в кругу обожаемой им семьи. И до самого последнего момента он оставался в профессии..