Шарлиз Терон



Шарлиз Терон отличается от прочих голливудских блондинок разительно: за ее классической красотой, лицом и фигурой голливудского секс-символа скрывается великий талант драматической актрисы.
 
Драматичное начало
 
Личная драма ее родителей, безусловно, сформировала и закалила характер Шарлиз. Она родилась в Южной Африке и свой городок Бенони - глубокую провинцию даже по южноафриканским меркам - считает местом, где творилась новейшая история. Ее мать, немка по крови, отличалась весьма твердым характером, а отец (француз по происхождению) безбожно пил. В подростковом возрасте в семье Терон произошло абсолютно кинематографическое несчастье — прямо бери и снимай драму из жизни южноафриканских фермеров.
 
Мне было 15. У нас тогда была ферма под Йоханнесбургом, родители разводили кое-какой скот и страусов… Отец приехал вечером совершенно пьяным. В приступе агрессии начал целиться в нас из ружья. Уже Бог знает в какой раз. Мама схватила ружье, которым мы отстреливали диких собак и шакалов… и застрелила отца. Очевидный случай самозащиты. Ее не обвинили.
 
Многие считают, что серьезной актрисой Шарлиз стала именно благодаря детской травме. И поэтому, несмотря на юный возраст и малый актерский опыт, она смогла бесподобно сыграть драматически непростые партии в «Адвокате дьявола», «Монстре», «Северной стране», «Правилах виноделов» и других фильмах.
 
Впрочем, сама Шарлиз с этим не согласна — все не так просто. Она с детства была приучена много и тяжело трудиться, ей свойственно быть перфекционисткой и она совершенно точно одарена сверх меры.
 
Эти роли и эти фильмы говорят о женщинах и женской судьбе нечто такое, что общество должно понять и принять. Я помню то чувство: это очень важно, и поэтому все нужно преодолеть. Оно часто посещало меня в юности, когда я оказывалась на самом краю. Я тогда становлюсь особенно убедительной – открываются какие-то резервы.
 
Удивительная внешность Терон не представляется ей самой чем-то особенным и она легко согласилась уничтожить ее гримом ради роли серийной убийцы в «Монстре».
 
Девушка начисто не признает стандартов красоты, но успела поработать моделью. Терон уверяет, что не является натурой чувствительной, но заливается слезами при виде бездомных зверей и борется за права животных.
 
Шарлиз стала всемирно признанным секс-символом, при этом осуждает взгляд на женщину как на сексуальный объект. При своем высоком росте (1 м 77 см), статной фигуре и прекрасной физической форме, Терон могла построить успешную карьеру в танцах и в модельном бизнесе. Победив в шестнадцать лет на конкурсе моделей, на который она пошла по совету матери, Терон решила отправиться на итальянский остров Капри, поучаствовать в международном конкурсе моделей.
 
И все пошло как по накатанной. Но менее, чем год спустя, Шарлиз уже точно знала, что ей не хочется быть просто «вешалкой» и она ни в коем случае не согласна проводить свои молодые годы симпатичной пустышкой. Целеустремленная девушка все силы посвятила балету и поступила в престижную танцевальную школу в Нью-Йорке.
 
Я считаю, что привычка к дисциплине и самодисциплина – чрезвычайно важные вещи. Именно они «готовят судьбу». За 12 лет, что я занималась балетом, бесконечные упражнения и репетиции приучили меня жить с постоянными физическими нагрузками. Когда я выиграла модельный конкурс в Йоханнесбурге и позже, в 16 лет, когда переехала в Италию, в Милан, начались самоограничения в смысле еды. Хотя вся эта модельная идеология – «скинь еще 2 кг, и станешь суперзвездой» – мне смешна, если не противна… Но так или иначе, сначала меня дисциплинировала мама, потом 10 часов в день занятий в балетном классе, потом – ограничения в калориях. Думаю, если у моих успехов и есть какие-то основания, то вот эти – затрещины и ограничения.
 
Однако мечтам о балете не суждено было сбыться. Тяжелая травма колена положила конец балетной карьере и на время полностью выбила Шарлиз из колеи. Все, что казалось ясным и простым, стало абсолютно размытым.
 
Еще недавно, стоя у станка, она могла прижать ногу к голове, а теперь не могла даже выпрямить под углом 90 градусов к телу… Шарлиз была абсолютно растеряна и страшно нервничала, у нее разыгралась язва желудка. Сама актриса не любит вспоминать об ужасном эпизоде в банке, где ей отказались обналичить чек на 150 баксов, а она устроила истерику и получила визитку своего первого агента, который устроил ее в актерскую школу.
 
Я только недавно наконец решилась выбросить мои пачки, пуанты… Особенно было жалко расставаться с костюмами для фламенко – я танцевала классику, но практически специализировалась на фламенко… Так вот, мама тогда купила мне билет в один конец до Лос-Анджелеса. Она сказала мне: «Десять к одному, что у тебя ничего не получится. Но ты хотя бы попытаешься». Это напутствие остается моей жизненной философией до сих пор. 
 
В 1995 году Терон получила свою первую эпизодическую роль. Фабрика грез недолго оставалась для нее неприступной крепостью.
 
Новый секс-символ Голливуда
 
Можно сказать, что если вы однажды увидели Шарлиз Терон на экране, то уже никогда не перепутаете ее ни с кем другим. Это свойство внешности актрисы достаточно быстро уловили голливудские продюсеры. После нескольких небольших ролей Терон сыграла в фильме «Адвокат дьявола» (1997) и на актрису посыпались предложения от киностудий.
 
В 1998 году она снялась у Вуди Аллена в фильме «Знаменитость», где великолепно спародировала супермодель. Ей удалось показать свою невероятную красоту, при этом в каждом кадре есть и самоирония, и острая сатира.
 
В 1999 году она сыграла в драме «Правила виноделов» по мотивам романа Джона Ирвинга, в дуэте с Тоби Магуайэром, который идеально подошел на роль диккенсовского сиротки с добрым сердцем. Режиссер Лассе Халлстрем, автор блистательного «Что гложет Гилберта Грейпа?», разглядел в красотке Терон ее мощный потенциал драматической актрисы. И хотя критики отмечали в своих положительных рецензиях, в основном, Магуайера и Майкла Кейна, некоторые упоминали и ее.
 
«Правила виноделов» поглощают и завораживают в отдельные моменты. Исполнение Майкла Кейна — одно из лучших, и Шарлиз Терон играет очаровательно и прямолинейно. Но Тоби Магуайр почти безумно монотонен в роли Гомера (не Бенджамином ли из «Выпускника» его вдохновил на эту роль?)  (Chicago Sun-Times)
 
В 2001 году Терон сыграла главную роль в романтической драме «Сладкий ноябрь», которая вызвала море насмешек. Не говоря худого слова о сценарии и режиссере, можно заключить, что роль эксцентричной Сары Дивер, соблазнительницы и чудачки, Шарлиз Терон вполне удалась. И время показало, что эта душещипательная драма навсегда вошла в домашние фильмотеки миллионов романтиков, которые любят ее пересматривать. Так что, наверное, Терон не прогадала, когда отказалась от роли Эвелин в фильме «Перл Харбор» (2001), чтобы сняться в «Сладком ноябре».
 
«Сладкий ноябрь» — еще один безжизненный роман о смерти. Это еще и ремейк фильма 1968-го года. Понимаете, она умирает и хочет успеть реабилитировать как можно больше мужчин-трудоголиков. Хитрость заключается в том, чтобы заставить их остановиться и почувствовать запах роз, а затем изящно покинуть их, когда пройдет ноябрь. Кому могло прийти в голову оживить эту историю… но вот Пэт О'Коннор решил снять такое кино, с Шарлиз Терон в качестве обреченной барышни и Киану «Мне-очень-нужна-профориентация» Ривзом в роли героя-любовника из Сан-Франциско, который не уйдет, когда наступит декабрь. Остерегайтесь зрителей-мужчин, которые идут это смотреть (Rolling Stone).
 
Монстр
 
С самого начала карьеры Шарлиз Терон выбирала драматичные роли, сложные и многогранные. От однорукого безжалостного бойца в «Безумном Максе: Дорога ярости» до проститутки-серийной убийцы в «Монстре» режиссера Пэтти Дженкинса.
 
Сделавшись совершенно неузнаваемой в уродливом гриме фильма «Монстр» (2003), Терон, кажется, сменила для этой роли саму свою природу — женственную и хрупкую. По психофизике ее персонаж совсем иной: неуклюжая, лишенная изящества, будто загнанная в угол хищная тварь. Ей пришлось набрать более 13 кг веса. Мимика и пластика Терон в «Монстре» необыкновенно убедительны — да, перед зрителем немолодая и некрасивая женщина, потрепанная улицей, вечно подвыпившая и отчаявшаяся.
 
Как актриса не побоялась показаться на экране в столь непривлекательном виде? Этот вопрос мучал журналистов на протяжении долгих лет. А они, в свою очередь, мучали Шарлиз...
 
Судите сами: у меня не было верхних зубов до 11 лет, одни клыки по бокам и ничего впереди. Я перенесла желтуху, и в меня влили столько антибиотиков, что мои молочные зубы сгнили, не успев выпасть, как у других детей. Так что это был непростой период для меня. Представьте себя в школе с другими детьми, когда ты не можешь не смеяться, если тебе смешно, и как на это реагируют те, кто видит твою улыбку. Конечно, это было неприятно. Но сейчас, вспоминая это время, я могу сказать, что меня это закалило, а не сломало.
 
Дар перевоплощения помог актрисе превратиться в существо, которое борется с жестокостью окружающего мира, как может. И уж, конечно, авторы фильма точно знают, кто тут монстр — проститутка на дороге, или истязающие и насилующие ее скоты.
 
Экстремальные персонажи помогают мне заглянуть в темную сторону моей личности. Какая экономия на психотерапевтах!
 
Любовная история двух отверженных — проститутки Эйлин и юной Селби Уолл, отосланной к тетке для «излечения» от лесбийских наклонностей - основана на реальной жизненной драме женщины по имени Эйлин Уорнос, чуть ли не первой известной в современной Америке женщины-серийной убийцы. Сценарно история выстроена таким образом, что невозможно не заметить библейские мотивы, «преступление и наказание». Самооборона перерастает в смертельную ярость и ненависть ко всем мужчинам, погибают  невинные и случайные люди, а убийства становятся рутиной.
 
Отчаяние и близость к самоубийству героини в исполнении Терон никого не оставили равнодушными — ни критиков, ни публику.
 
Придется преодолеть в себе неприятие по отношению к главной героине и её исполнительнице, голливудской красотке Шарлиз Терон, которая пошла на сознательное обезображивание своего лица при помощи грима и потолстела на 30 фунтов, чтобы сыграть проститутку-убийцу Эйлин Уорнос (3500 рецензий).
 
Актерское мастерство Шарлиз Терон было оценено американскими киноакадемиками и отмечено в 2004 году премией «Оскар»; с ними согласилось и жюри Британской киноакадемии, Берлинского кинофестиваля и многие другие. Роль серийной убийцы в фильме «Монстр» стала для актрисы прорывом в мир большого кино.
 
Она добилась признания со стороны кинокритиков и любви зрителей, а вернувшись на родину, Терон получила правительственную награду и принимала поздравления лично от президента ЮАР. Скромный бюджет независимой картины окупился в четыре с лишним раза. О самой Терон заговорили как о сильной женщине с мощной харизмой и обманчивой ангельской внешностью.
 
Я с детства знала: ты можешь жалеть себя, но недолго, потом ты должен преодолеть случившееся, потому что оно уже случилось и более к тебе отношения не имеет. Все это нацелено на выживание. Да и мама моя, настоящая южноафриканка, всегда говорила: «Если ты показываешь свою слабость, в комнате всегда найдется кто-то, кто захочет ею воспользоваться». Я усвоила и это. Ни в одну «комнату» я не вхожу слабой.
 
Икона стиля
 
С конца 2000-х Шарлиз Терон снимается в ролях неоднозначных, галерея созданных ею персонажей далека от того, что ожидается обществом от блондинки и секс-символа. При этом она находит возможность быть невероятно привлекательной и иконически гламурной в рекламных роликах и студийных фильмах.
 
Эта игра на контрасте сделала Терон законодательницей мод и является примером нестандартной карьеры, яркой и самобытной. Становясь с годами лишь сильнее, Шарлиз не раз рассказывала, как выбирает сценарий, и что позволило ей сформировать свой образ.
 
Я выбираю правду. Все мои решения по выбору проектов, в которых я принимаю участие, в большей степени связаны с тем, насколько правдива и естественна моя героиня. Я не выбираю сознательно роли, чтобы сделать какое-то утверждение в духе «уродство против красоты». Я выбираю героинь, с которыми я чувствую схожесть, родство. Я хочу, чтобы зрители мне верили. Я не думаю о картинах, в которых работаю, с точки зрения того, студийный это проект или независимый. Я выбираю интересную мне историю. Времена меняются. Независимые фильмы уже не так независимы, как прежде, а студии уже не так твердолобы.
 
Голова в облаках
 
В 2004 году Терон сыграла эксцентричную особу в драме «Голова в облаках» режиссера Джона Дайгона. Это романтическая история о дружбе трех непохожих людей в 1930-х годах в Англии, Париже и Испании. Гильда Бессе (Терон) делит свою парижскую квартиру с ирландским школьным учителем Гаем (Стюарт Таунсенд) и Мией, беженкой из Испании (Пенелопа Крус). В то время как весь мир упрямо дрейфует к войне, Гильда демонстративно продолжает вести гедонистический образ жизни и всячески игнорирует изменения вокруг себя. Но Гай и Мия чувствуют себя вынужденными присоединиться к борьбе с фашизмом, и три друга оказываются разделенными.
 
Терон играет ангела небесной красоты, взбалмошную и капризную аристократку, полуфранцуженку-полуамериканку. Ей легко удается влюбить в себя каждого встречного, но  критики оказали сопротивление харизме героини Терон и были довольно сдержанны в своих оценках ее игры и фильма в целом.
 
Если этот фильм и способен вызвать восторг, то только из-за того, что 55-летний сценарист и режиссёр Джон Дайган, оказывается, мечтавший снять подобную ретро-мелодраму со времён своей юности, демонстрирует на экране настоящий «парад клише», устраивает подлинный «праздник банальностей». Не может не изумить даже не стойкое ощущение сто раз виденного-перевиденного, а редкостная беззастенчивость автора «Головы в облаках», который складывает свою сюжетную и кинематографическую конструкцию из готовых блоков-кубиков… малоубедительное сочетание общественно-патриотического пафоса, и своеобразный гимн во славу всех радостей раскрепощённого бытия, включая нетрадиционный любовный треугольник, вызывает наибольшее отторжение (3500 рецензий).
 
В 2005 году Шарлиз Терон сыграла главную роль в еще одной психологической драме, в основе которой лежат реальные события. «Северная страна» — один из тех фильмов, которые невозможно забыть. Дело происходит в 1989 году, когда на североамериканские шахты наняли первую женщину. Вернее, впервые позволили женщинам начать работать шахтерами. После того, как распался брак главной героини Джози Эймс (Терон), она в поисках работы возвращается в свой родной город в Северной Миннесоте. У нее двое детей, и чтобы обеспечить их, она вынуждена устроиться на шахту, где трудятся практически все местные мужчины, в том числе и ее отец.
 
Героиня Шарлиз - мать-одиночка, которая пытается заработать на жизнь, воспринимается мужским миром как субъект, отнимающий у них кусок хлеба. Весь мир против нее, даже ее дети. Одна против всех — против социума, традиций, против собственного отца.
 
Шарлиз Терон, в своем негламурном варианте, доминирует над этой мощной драмой о сексуальных домогательствах на шахте в штате Миннесота в начале 90-х годов (Chicago Reader).
 
Проблемы неравноправия и мизогинии, домашнего и общественного насилия… как может женщина в одиночку вынести все это на своих плечах? Персонаж “Северной страны” прошла через бездны полного отторжения местным сообществом и непонимание родителей, детей и друзей. Однако конфликт был бы не таким ярким, не будь рядом с Терон ее антипода-подруги в блестящем исполнении Фрэнсис МакДорманд.
 
Героиня по имени Глори (МакДорманд) обеспечивает основу для Джози Эймс (Терон). Роль МакДорманд в этом фильме весьма печальна, но она также несет отвагу и здравый смысл. Поместите этих двух женщин вместе (как актеров и персонажей), и они смогут добиться всего чего угодно. Наблюдать за ними — удовольствие, это отличный фильм (Chicago Sun-Times).
 
Общественное порицание, слухи, сплетни, злые языки. Иногда имеет смысл перевести все разговоры в юридическую плоскость, и создать прецедент… И если без спойлеров, то перед нами - беллетризованный отчет о первом крупном успешном случае осуждения сексуального домогательства в Соединенных Штатах. Женщина-режиссер Ники Каро подала эту историю просто и без затей — она била прямо в цель.
 
Я совсем не угрюмый тип, но, так уж вышло, постоянно снимаюсь во внушающих ужас фильмах, и похоже, что голливудские продюсеры к этому тупо привыкли: героиню насилуют, она рыдает? Отправь сценарий Шарлиз!
 
Терон играет уверенно и безжалостно по отношению к себе — она снова не побоялась показать себя униженной и втоптанной в грязь. Сравнивая ее Джози с Эйлин в «Монстре», можно смело обнаружить сходство между персонажами. Только шахтер-Джози берет в руки не дробовик, она борется за себя другим способом. Девушка решается на большой риск — обратиться в суд, чтобы защитить себя и, в конечном итоге, всех женщин.
 
Авторы фильма говорят, что Джози —  персонаж, вдохновленный судебным процессом Дженсон, но в остальном вымышленный; настоящая Дженсон была совсем иной. Шарлиз Терон привнесла в этот образ убедительные человеческие детали. Мы ей верим — как она выглядит, звучит и думает. После «Монстра» это еще одна экстраординарная роль актрисы, которая, обладая красотой модели из мира моды, нашла в себе внутренние силы для сложных ролей о непростой роли женщины в мире мужчин (Chicago Sun-Times).
 
«Северная страна» получила две номинации на премию «Оскар» в 2006 году: лучшая женская роль (Шарлиз Терон) и лучшая женская роль второго плана (Фрэнсис МакДорманд), аналогичные номинации на «Золотой глобус», от Британской академии и Гильдии актеров.
 
После «Северной страны» сбылась мечта Терон — она была удостоена именной звезды на голливудской Аллее Славы.
 
Режиссер Ники Каро и великий кинематографист Крис Менгес потрудились, чтобы все в “Северной стране” выглядело аутентичным.  Терон не выиграла «Оскар» за этот фильм, зато получила его, когда стала толстой и уродливой, чтобы сыграть серийного убийцу Эйлин в фильме «Монстр». Ее исполнение глубоко врезалось нам в память и оставило шрамы («Роллинг Стоун»).
 
Новейшая история
 
Немного притормозив в начале 2010-х, сегодня Терон снова много снимается. Двухлетние паузы актриса может себе позволить благодаря рекламным контрактам, будучи лицом J’adore (Christian Dior), Шарлиз получает ежегодные гонорары не менее двух миллионов долларов.
 
Впрочем, далеко не все работы Шарлиз Терон одинаково успешны, например, sci-fi-боевик «Эон Флакс» начисто провалился в прокате. А ведь на его съемках Шарлиз в буквальном смысле едва не свернула шею. Но любые жертвы во имя профессии не пугают отважную блондинку: через несколько лет, снимаясь во мрачной драме «Дорога» по роману Кормака Маккарти, она порвала голосовые связки, имитируя крики при родах.
 
Я знаю, что я сексуальна, ощущаю себя таковой и должна это использовать – у меня попросту нет иного выбора. Женщины не обязаны иллюстрировать мужские комплексы, будучи либо матерью, либо шлюхой. Внешний вид может сослужить хорошую, но недолгую службу – всегда будет кто-то моложе и симпатичнее. Нужно что-то еще!
 
Терон никогда не боялась обнажаться в кадре, вне зависимости от того, насколько ее тело в кадре совершенно. Она может набрать 15 килограммов или скинуть их — в любом случае,  ее не пугают ни эротические сцены, ни сцены полного обнажения. Терон – вторая после Ким Бесинджер актриса в истории, награжденная «Оскаром» после появления обнаженной на страницах журнала Playboy. И единственная, кого впоследствии чествовал президент родной страны – на встрече с Нельсоном Манделой Шарлиз даже расчувствовалась до слез.
 
Хотите секрет? Тонны и тонны ботокса! Больше ничего не помогает! И водка, конечно. Если серьезно — я стараюсь правильно питаться, это важно для меня. Тренировки тоже поддерживают форму. Я люблю заниматься собой.
 
Сегодня Терон — одна из самых высокооплачиваемых актрис Голливуда, признанная «народная артистка» США, мастер сложных и неоднозначных образов. Студии безропотно выписывают ей десятимиллионные чеки. В ее копилке уже более 50 фильмов самых разных жанров и мастей. И ясно, что это еще не финал.