Кейт Уинслет



Кейт Уинслет
 
Хотя индустрия кино существует уже более ста лет, за всю историю кинематографа только одна британская актриса была шесть раз номинирована на премию “Оскар”...
 
Когда люди называют меня суперзвездой, я думаю, что это огромный комплимент.  Но, Боже мой, это еще и огромная ответственность!
 
Сегодня каждая вторая роль Кейт Элизабет Уинслет  считается эталоном актерской игры — будь то эпизодическая сцена в пародийном мюзикле или озвучка детского мультфильма. Ее появления на экранах ждут с нескрываемым трепетом и профессионалы, и любители, сходясь во мнении, что Кейт Уинслет — живая легенда.
 
Небесные сознания
 
У каждого подростка в списке заветных желаний непременно найдется “стать звездой” или, по крайней мере, подружиться с одной из ныне существующих, чтобы погреться в лучах солнечной славы. Не исключением была и Кейт Уинслет, чье подростковое упорство вкупе с удачей и внимательными и заботливыми родителями-актерами привели к тому, что девочка с 12 лет посещала школу драматического искусства в Беркшире и, как следствие, довольно рано начала сниматься.
 
Я была своенравным ребенком, очень страстная и очень решительная. Если я чего-то хотела, я добивалась этого любой ценой, и ничто не могло меня остановить.
 
Собственно, ничего и не остановило Кейт Уинслет, когда в 18 лет она с восторгом прочитала сценарий уже четвертого по счету фильма австралийца Питера Джексона «Небесные создания» (1994) и сразу же решила пробоваться на главную роль Джульет, девочки-фантазерки, чье появление в маленьком провинциальном городке Новой Зеландии послужило началом масштабных трагических событий.


 
Фильм Джексона представляет собой оригинальную трактовку истории, которая реально произошла в 1952 году в Новой Зеландии, когда две девочки 15 и 16 лет оказались убийцами матери одной из них. Пойманные и приговоренные к тюремному заключению, они отбыли 5 лет в тюрьме и были отпущены на свободу при условии смены имен и соблюдении запрета на встречу или общение в течение всей жизни друг с другом.
 
Продюсеры искали на роль юной мечтательницы Джульет кого-то, кто действительно не принадлежит «этой реальности», чья экзальтированность и импульсивность будут не тщательно продуманной позой, а чертой характера.
 
Отсмотрев 175 соискательниц, студия и режиссер выбрали Кейт. И хотя картина не сделала Уинслет мировой знаменитостью (и по своей тематике, и по манере съемок это скорее авторское кино), актриса смогла привлечь к своей игре внимание многих серьезных критиков.
 
Выбор актеров — тонкий момент в создании истории, подобной этой, а Мелани Лински в роли Полин и Кейт Уинслет в роли Джульет — выбор правильный (Роджер Эберт)
 
 
Лучшее в фильме идет от актерского дуэта. Уинслет в роли Джульет — светлоглазый луч огня, подсвечивающий все сцены, в которых она появляется. Она оттеняет Лински, чья тихая Полин дополняет нежное и опасное партнерство. Их связь настолько сильна, что все попытки расстроить ее сродни разложению атома на частицы (Washington Post)
 
Разум и чувства
 
Следующий год принес Кейт Уинслет роль в диснеевском проекте «Первый рыцарь при дворе короля Артура»: так Кейт наконец-то бросила готовить гамбургеры в местной закусочной в попытках обеспечить себя.
 
А год спустя «небесное создание» из 1950-х словно по волшебству превратилось в аристократку — барышню «осьмнадцати лет», одну из тех, кто проживает свою жизнь на страницах классических романов. Режиссер Энг Ли, которому подвластны, пожалуй, все жанры современного массового кино, взялся за экранизацию «Разума и чувств» Джейн Остин — шедевра мировой классики, адаптированного Эммой Томпсон (Оскар за лучший адаптированный сценарий), которая, кстати, сыграла в картине главную роль — старшей из трех сестер Дашвуд — и пригласила на роль средней 21-летнюю Кейт Уинслет.


 
Марианна Дашвуд в исполнении Уинслет  — чуть повзрослевшая Джульет, однако куда более строгая бескомпромиссная и трепетная. Безграничная честность и романтический идеализм изумительно переданы актрисой: образ уже не подростка, но молодой незамужней женщины, “юной леди Марианны” выстраивается не постепенно, но сразу, широкими мазками, с размахом, присущим XVIII веку. Уинслет как будто не вдается в детали, а закрывает глаза и с разбегу погружается в водоворот событий “минувших дней”.
 
Уинслет, которая была блестящей в роли юной убийцы в фильме "Небесные создания", хороша здесь — она показывает движение от девичьей несдержанности к более женственной мудрости и спокойствию (San Francisco Chronicle)
 
Чувствуя умение актрисы с головой уходить в контекст повествования, режиссеры будут приглашать Кейт Уинслет играть исторических или литературных персонажей, в которых безумие сильной личности будет граничить с холодностью, меланхоличной отчужденностью и абсолютным безразличием ко всему, что не касается их лично.
 
Такими станут Офелия, исполненная Уинслет в драме Кеннета Браны “Гамлет” (1996), Айрис Мердок в одноименной ленте “Айрис” (2001) Ричарда Айра, Мадлен Леклер в исторической пьесе Дага Райта “Перо маркиза Де Сада” (2000).
 
Однако что касается  “Разума и чувств” — эта экранизация Джейн Остин в первые же часы своей жизни была записана в классику мирового кинематографа, собрав 135 миллионов долларов в мировом прокате и 20 с лишним престижнейших кинонаград. Для костюмированной экранизации романа это немыслимый успех, который не удалось повторить пока еще ни одной ленте подобного жанра.
 
Равно как и ни одной молодой актрисе не удалось обойти Уинслет в ее достижениях: с “Разума и чувств” началась долгая история “коллекционирования” Уинслет ее номинаций на премию “Оскар”. В 1995 году она была впервые номинирована за лучшую женскую роль второго плана на родине, получив награду BAFTA.
 
Титаник
 
По-настоящему звездным часом стало для Кейт Уинслет участие в масштабном голливудском проекте Джеймса Кэмерона “Титаник”.
 
Первый “самый дорогой и самый коммерчески успешный за всю историю кинематографа” фильм вышел в прокат в 1997 году, и с тех самых пор Кейт Уинслет неизбежно стала ассоциироваться со своей героиней, Розой ДеВитт Бьюкейтер, взбалмошной красавицей-аристократкой, влюбленной в бродягу-художника, Джека Доусона (Леонардо ДиКаприо).


 
Психологически ее героиня находится где-то на пересечении черт самой актрисы и всех до 1997 года сыгранных Уинслет ролей: Офелии, Марианны, Джульет... В трогательно-требовательной Розе Кейт Уинслет смогла воплотить собственное кредо:
 
Жизнь коротка, и мы здесь для того, чтобы прожить ее.
 
За убедительность и удивительную стойкость характера, столь любимую американцами, Кейт Уинслет была во второй раз номинирована на Оскара. Ей было всего 22 года.
 
Безупречно сделанная, тонко сработанная, сильно сыгранная и завораживающая картина (Роджер Эберт)
 
Вечное сияние чистого разума
 
Получив относительную независимость от агентов и студий, а также освободившись от постоянных поисков заработка, Кейт Уинслет провозгласила “свою волю” в выборе режиссеров, сценариев и партнеров по съемкам. Отныне и навсегда молодая актриса будет руководствоваться собственным вкусом, а также собственными представлениями о том, что она может и должна играть.
 
Люди часто говорят мне: "Вы, кажется, сделали сами сознательный выбор играть только в независимом кино”. На самом деле, все не так просто. После каждого фильма я всегда думаю: “Насколько меня хватит? Насколько разной я могу быть?...Станет ли новая картина вызовом или вдохновением? И получится ли так, что я полюблю свою работу еще больше, чем сейчас?"


 
К чести Уинслет, следует сказать, что ни ее вкус, ни ее чутье на “вызов и вдохновение” и сенсацию ни разу не подводили.
 
В 2000-х она сыграла в десятке самых популярных, не самых массовых и далеко не самых простых фильмов. И если выделять среди них наиболее “авторские”, то пожалуй, стоит остановиться на эксцентричной мелодраме Мишеля Гондри “Вечное сияние чистого разума” (2004).
 
В этой картине Уинслет сыграла американку (в отличие от предыдущих своих работ, где ей чаще приходилось играть британских подданных) Клементину, выйдя за рамки амплуа аристократичных барышень или исторических персонажей.
 
Клементина — маргинальная героиня, застрявшая на периферии всех известных миров, а потому не принадлежащая целиком и полностью ни одному из них. Ей сложно работать, сложно концентрироваться на одной мысли, ей сложно быть ровной и приветливой, сложно соблюдать рамки приличия этого неприличного общества... Ей в целом сложно быть собой. Постоянное трескучее электрическое напряжение, которое излучает Клементина, — находка Уинслет, отмеченная кинокритиками очередной номинацией на премию Оскар.
 
Свободная духом и эксцентричная барышня с постоянно меняющимся цветом волос — героиня Уинслет в романтико-фантастической драме Гондри — стала прекрасным доказательством, что актриса может быть неправдоподобно, неузнаваемо, невозможно разной.

Временами фильм смешной, трагичный и удивительно нежный. Если кому-то непременно нужно свести его к единому определению — назовем картину любовной историей с неожиданным поворотом. Или запутанной любовной историей (USA Today)
 
Впрочем, назвать Кейт Уинслет актрисой современного авторского кино все же сложно: с 2004 по 2008 годы она успела сняться в “проходных” для нее картинах, среди которых мюзикл “Любовь и сигареты” (с Сьюзан Сарандон), романтическая комедия “Отпуск по обмену” (с Джудом Лоу) и в детективной истории “Вся королевская рать” (с Шоном Пенном). Здесь она позволила себе быть любой, не сильно напрягаясь, —  и эта легкость, безусловно, улавливается в каждой ее героине. То же самое можно сказать о мультфильмах, которые она традиционно озвучивала с 2000-х. Ее голосом заговорили персонажи “Смывайся!” и “Львиная семейка”.
 
Дорога перемен
 
Когда в 2006 году вышла картина Тодда Филда “Как малые дети”, современная версия “Госпожи Бовари”, где Уинслет сыграла несчастливую в браке среднюю американку 30 лет, можно было подумать, что ничего нового в этот образ привнести уже нельзя.
 
Старая, как мир, история супружеских измен и расплат знала множество трактовок и должна была бы выглядеть очередной банальностью. Но Кейт Уинслет (получившая опыт в первоклассных адаптациях классики Эммы Томпсон и Кеннета Браны) смогла наполнить свой образ совершенно иными ассоциациями и эмоциями. Недаром ее Сара читает Шекспира, изучает антропологию и социологию и с нескрываемой печалью следит за каждым жителем маленького городка.
 
Современная Бовари — смесь образов великой литературы, но еще и немножко Клементина из “Вечного сияния чистого разума” и чуточку Роза из “Титаника”. Эта роль стала своеобразной суммой всех сыгранных за десятилетие женских ролей, в которых ведущая тема – страсть и запретное желание, жажда жизни, какой бы странной в перспективе она ни была.
 
Но одновременно Сара из картины “Как малые дети” стала ступенькой для создания героини в драме “Дорога перемен” (2008), в которой Кейт Уинслет снялась с Леонардо ДиКаприо.
 
ДиКаприо и Уинслет оказались на съемочной площадке лицом к лицу спустя 10 лет, чтобы сыграть мужа и жену, пребывающих в чудесном возрасте — возрасте возможностей и свершений, в самом начале дороги перемен. Однако, продолжая красивую историю двух сильных и бесстрашных людей, которую рассказал Джеймс Кэмерон, создатели «Дороги перемен» (Сэм Мендес, ДиКаприо и Уинслет) лишили ее романтики и добавили куда больше натурализма и реальности в мотивы поступков и характеры своих героев.



В целом, все исполнители в фильме блестящи и каждый из них может быть благодарным Сэму Мендесу за создание идеальных условий (TV Guide)
 
Фрэнк Уиллер (ДиКаприо) здесь вроде бы все тот же Джек Доусон на 10 лет старше, который быстро и легко преодолевает препятствия, любит на свой манер неистово и преданно, но амбиции и мечты сталкиваются с бытом, человеческой трусостью и слабостью, с правилами общежития. И теперь уже не гибель Титаника становится причиной конца всего, а страх не соответствовать общепринятым нормам, боязнь перемен и откуда-то взявшаяся мелочность и расчетливость. ДиКаприо сыграл повзрослевшего мужчину с его обычным одиночеством и привычками — врать, изменять, защищать свое и отбирать чужое.
 
Кейт Уинслет противостоит ему, олицетворяя женское и творческое начало, любящее, трепетное, "небесное создание", готовое к самопожертвованию, наделенное огромной волей к победе над захватывающей повседневностью. Противостояние героев не похоже на любовь и на семью, и вскоре цинизм и приземленность одного уничтожает мечтания и жажду полета второго.
 
ДиКаприо находится в лучшей своей форме, раскрывая множество скрытых эмоций поверженного человека. А божественная Уинслет показывает, что может великая актриса привнести в характер героини и пьесы, чтобы чувствовался каждый нюанс
(Rolling Stone)
 
Драма Сэма Мендеса была высоко оценена — в 2008 году Кейт Уинслет получила премию “Золотой глобус” как лучшая драматическая актриса года. Фильм не удалось выставить на номинацию “Оскар” за лучшую женскую роль по ряду формальных причин — но у Уинслет в рукаве был другой козырь...
 
Чтец
 
Преуспев во всевозможных экранизациях биографий и дневников, классических романов и исторических легенд, Кейт Уинслет стала, пожалуй, самой подготовленной из современных молодых актрис к тому, чтобы исполнить неоднозначную роль в кинематографической интерпретации романа Бернхарда Шлинка “Чтец” (2008).
 
И хотя Уинслет из-за своей занятости в “Дороге перемен” сначала отказалась от участия в фильме Стивена Долдри (ее собиралась заменить Николь Кидман), все же в самый последний момент попала в проект — и в итоге сложно представить себе на ее месте кого-то другого.

Жестокая, бескомпромиссная игра Уинслет выходит за рамки фильма, становясь своего рода провокацией, которая не отпустит вас еще много ночей спустя (Rolling Stone)
 
В сыгранном ей монологе о поздней любви к юноше зрелой женщины, обвиненной в пособничестве нацистам и Холокосте (действие картины разворачивается в послевоенной Германии), проявился в полный рост величайший талант драматической актрисы.
 
По замыслу режиссера, Ханна Шмиц не могла быть ни положительной, ни отрицательной — именно эта неопределенность должна была стать доминантой в актерской игре Уинслет. У Ханны нет ни яркого прошлого (покуда оно не становится предметом всеобщего разбирательства, героиня не обращает на него внимания), ее будущего не существует. Ханна живет настоящим, малыми радостями и небольшими подарками.
 
Честно говоря, только сила исполнительского мастерства Уинслет поднимает нас над обычными обстоятельствами и делает “Чтеца” тем, чем он и должен быть (Los Angeles Times)
 
Кейт Уинслет создает образ, который вызывает невероятный спектр эмоций — от абсолютного отвращения и брезгливой жалости до сочувствия и симпатии. Она вызывающе красива, но не знает своей красоты; она резка и бескомпромиссна, но совершенно лишена импульсивности и экзальтированности своих ранних героинь, сыгранных в других картинах. Она честна и прямолинейна, но ей неведомы угрызения совести и маята, присущая утонченным интеллигентным натурам. 
 
За эту роль Кейт Уинслет наконец-то получила “Оскара” в числе других престижных наград:
 

  • 2009 — премия «Золотой глобус» за лучшую женскую роль второго плана
  • 2009 — премия BAFTA за лучшую женскую роль
  • 2009 — премия Гильдии киноактеров США за лучшую женскую роль второго плана
  • 2009 — премия European Film Awards за лучшую женскую роль
 
2010-е
 
В 2011 году с разницей в пару месяцев на экраны вышло два фильма с Кейт Уинслет: “Резня” Романа Полански и “Заражение” Стивена Содерберга.
 
Первая картина была представлена на Венецианском фестивале. Фильм представляет собой тетралог (постановку пьесы авангардной писательницы, Ясмины Резы), в главных ролях снялись Кейт Уинслет, Джоди Фостер, Кристоф Вальц и Джон Рейли.
 
Это полуторачасовая встреча двух пар родителей, чьи дети случайно подрались на площадке. Перед нами люди, чей образ жизни примерно одинаков, достаток схож, схожи и на первый взгляд убеждения. Уинслет изображает молодую истеричку, измученную депрессиями и подавленную крайне харизматичным и очень властным мужем (Вальц). Ее образ — образ тревожной мамаши, достаток мужа которой позволяет ухаживать за собой, но при этом не позволяет выйти из-под его давления или из его тени.
 
Ей противостоит независимая и внешне совершенно сдержанная и контролирующая свою жизнь героиня Джоди Фостер, которая к финалу оказывается не менее неудовлетворенной, взбалмошной и далеко не столь интеллигентной, сколь хочет казаться в начале.  Так, внешне абсолютно “пустой” повод для встречи — “извинения сторон” — становится причиной для выявления куда более серьезных противоречий, перекрестных допросов, ссор и резких заявлений, что к моменту финала приводит к катастрофе поистине вселенского масштаба.
 
Роман Полански и Ясмина Реза исследуют природу конфликта “вежливых людей”, в то время как его герои блестяще, точно до мелочей воссоздают разные типы человеческих характеров.
 
Нас всех объединял трепет перед грандиозным текстом Резы и великим режиссером Полански. Именно поэтому мы все сразу сдружились между собой. Ведь все мы люди, и, несмотря на весь наш опыт, мы всякий раз переживаем, прежде чем приступать к работе.
 
“Заражение” Содерберга также было в числе лент, показанных в Венеции.  В фильме-катастрофе Содерберга наряду с Марион Котийяр, Мэттом Дэймоном, Джудом Лоу и Гвинет Пэлтроу, Кейт Уинслет досталась совсем маленькая роль доктора, делающего все ради спасения планеты от эпидемии неизвестного вируса. Но даже маленькая роль совершенно не помешала ей одним своим появлением спасти ленту, добавив в нее реальности ощущений, искренности эмоций, расцветив ее красками своей убедительной и проникновенной игры.


 
Спустя два года Уинслет приняла участие в очень “американском” проекте вместе с Джошем Бролином — она сыграла в уютной ленте “День труда”, романтической драме о вечной любви и ожидании, фильме, который был очень тепло встречен критикой и зрителями. Ее снова наградили многими премиями за лучшую актерскую работу.

Между Уинслет и Бролином на экране происходит волшебная химия (New York Post)


Однако настоящим триумфом стала игра Кейт Уинслет в сериале Тодда Хейнса “Милдред Пирс” (2011), показанном также на Венецианском фестивале 2011 года, правда, вне конкурсной программы.
 
Пятисерийный фильм “Милдред Пирс”, выпущенный HBO на пике моды на минисериалы и многосерийные картины как исторического, так и весьма современного содержания, представляет собой переложение романа Джеймса Кейна 1941 года. Роман уже был экранизирован в 1945 году — однако новые тенденции и старая любовь Голливуда к 1920-1940 годам — заставили Тодда Хейнса  (“Золотая вельветовая жила”, “Вдали от рая”, “Меня там нет”) обратиться к материалу еще раз, теперь уже переработав его с учетом современных драматических идеалов и смыслов.


 
В центре истории — героиня по имени Милдред Пирс (Кейт Уинслет), которая пытается выжить в Америке в период Великой Депрессии, в традиционном обществе, которое хоть и позволяет женщине иметь свое мнение, но только в пределах семьи и рядом с мужем, который это мнение поддерживает. Оставшись “соломенной вдовой” с двумя дочерьми на руках и почти без средств к существованию, Милдред вынуждена “строить” свою судьбу самостоятельно — от милой соседки, продающей пироги домохозяйкам округи, до владелицы огромного бизнеса.
 
Впрочем, “осовременивание” трактовки романа 1941 года привело к тому, что образ Милдред Пирс по мнению сценариста и режиссера минисериала стал слишком выхолощенным и положительным: Милдред лишили живости, сделав из нее икону времени и воплощение мечты о жертвенном материнстве — что-то, что Уинслет по-разному, но уже играла в “Как малые дети” или “Дороге перемен”.
 
Уинслет — удивительная актриса, которая переносит на экран малейший нюанс эмоций своей героини: стыд, гнев, страх, материнскую любовь, ярость, печаль и, когда она встречает своего любовника, желание. Но сценаристы похоронили под печатью молчания недостатки главной героини, равно как и преодолеваемые сложности классового устройства, что делало Милдред Пирс очень современной и отличной от всех (New York Times)
 
В целом же, “Милдред Пирс” была принята как феминистская картина, история покинутой женщины, которая сохраняет гордость и приумножает достоинства ради своих детей, невинно и как бы между прочим вызывая желание и зависть многих. Чего нет в этом сериале — так это тайны отношений матери, неблагодарной дочери и череды увлечений, из которых по сути складывалась жизнь Милдред.
 
После работы с Хейнсом Кейт Уинслет участвовала в ряде голливудских проектов ("Дивергент" и его продолжения), озвучивала книги, играла в костюмированных исторических пьесах ("Небольшой хаос") — благо, она имеет не просто большой опыт создания исторических персонажей, но и прекрасную для того внешность — с возрастом Уинслет стала еще более утонченной англичанкой, которой легко дается изображение аристократических особ.
 
В 2015 году анонсирован выход трех картин с ее участием: это биография Стива Джобса, снятая Дэнни Бойлом, экранизация нуарного романа Розалин Хэм "Костюмер" и криминальная драма "Три девятки".
 
При этом, какими бы ни были планы Уинслет на ближайшее десятилетие, кажется, очередного рекорда ей не избежать: самая молодая обладательница Ордена Британской империи за выдающиеся заслуги в кинематографе, Кейт уже сейчас демонстрирует легендарный уровень актерского мастерства, повлиять на которое не в силах ни один режиссер — только поддерживать и давать все новый материал для совершенствования и развития.
 
Я не знаю, навык ли это — но мне реально везет. Я всегда схожусь с теми актерами, с которыми работаю на площадке. Я просто всегда пытаюсь принять человека таким, какой он есть, и оставаться как можно дольше не предвзятой в процессе работы… потому что каждый из нас играет по-своему.